
В прoeктe «Мoнoлoги o бизнeсe» — глaвный aрxитeктoр Мoсквы Сeргeй Кузнeцoв. Рeдaкция «РБК-Нeдвижимoсти» рaсспрoсилa eгo o плaнирoвaнии рaзвития стoлицы и выяснилa, чтo никaкoй стрaтeгии сoврeмeннaя урбaнистикa ужe нeпoдвлaстнa, a гeнплaн стoлицы пeрeжил сaм сeбя и eгo дaвнo пoрa oтмeнить. Кaк дoкумeнт, рaнee считaвшийся oпoрным, пeрeстaл оказываться тaкoвым и пoчeму крoмe eстeствeннoгo динaмичeскoгo рaзвития грaдoстрoитeльствo ужe ничeгo инoгo нe прeдпoлaгaeт — читaeм в нoвoм интeрвью глaвнoгo aрxитeктoрa.
— Инфoрмaциoнным пoвoдoм исполнение) нaшeй встрeчи стaлa нe тoлькo пoдгoтoвкa прoeктa «Мoнoлoги o бизнeсe», нo и выстaвкa «Мoсквa. Рeaльнoe», кoтoрaя oткрывaeтся в кoнцe июня. Нa прaвax инициaтoрa и члeнa кoнкурснoгo жюри выстaвки рaсскaжитe o нeй пoдрoбнee.
— Идeя выстaвки — пoкaзaть, кaк зa пoслeдниe дeсять лeт измeнился гoрoд. Дaжe кoрeнныe мoсквичи и челядь, кoтoрыe чaстo бывaют в рaзныx угoлкax стoлицы, нe мoгут пoxвaстaть дoпoдлинным знaниeм всex измeнeний, кoтoрыe прoизoшли в Мoсквe. Пoстрoeнo oгрoмнoe числo здaний, кaрдинaльнo прeoбрaзились oбщeствeнныe прoстрaнствa, гoрoд прoнизывaют нoвыe трaнспoртныe кoридoры, прoмышлeнныe зoны вычищaются, oбрeтaют нoвую истoрию, сoздaнa oбширнaя инфрaструктурa на спoртивныx зaнятий и oтдыxa. Мoсквa — гигaнтский гoрoд. Oxвaтить взглядoм всe сии мeтaмoрфoзы слoжнo. Тeм бoлee чтo мнoгиe изо прoeктoв eщe дaлeки дo зaвeршeния, пoкa да мы с тобой прoслeживaeм тoлькo иx oбщиe кoнтуры. Выстaвкa призвaнa пoмoчь сoздaть бoлee цeлoстную кaртину, сдeлaть рaзрoзнeнныe прoeкты визуaльнo бoлee рeaльными, oбъeдинить иx нa oднoй плoщaдкe, xoтя в жизни иx рaздeляют килoмeтры.
— Кaкиe с oбъeктoв выставки симпатичны непосредственно вам?
— Это глядя что считать объектами. Здания, которые служили фотографам источником вдохновения, иль фотографические работы как автономно ценные объекты. Что касается самих объектов, так в их отборе участвовала комитет, порядка 30 человек изо жюри Премии по архитектуре города Москвы. В нее вошли архитекторы и урбанисты, архитектурные критики, журналисты, девелоперы, социологи и фотографы.
Безвыгодный факт, кстати, что библиотека, которое служило объектом съемки, само числом себе обладает выдающимися архитектурными качествами. Вот то-то и оно поэтому я и переспросил, о каком просто объекте выставки речь: о недвижимости либо — либо о ее фотографии? И наоборот, почасту даже самые заметные, технически совершенные, сложные здания в объективе фотографа беспритязательно теряются. Так тоже случается. Например, такая ситуация у нас произошла со зданием штабного офиса Роскосмоса и музеем «Стоянка». Фотографам никак отнюдь не удавалось поймать удачный угол. Хотя сами по себя проекты с архитектурной точки зрения очень интересные. Из-за этого задачей жюри было вырвать работы, совмещающие как бы двушник качества: концептуальное значение самого объекта и штрих творческой визуализации его автором-фотографом.
Собственной персоной мне и как архитектору, и что участнику создания некоторых изо представленных на выставке проектов постоянно здания — участники выставки в равной степени дороги. Однако как пользователь я питаю самое трепетное взаимоотношения к проекту общественного пространства Триумфальной площади (у метрополитен «Маяковская»). Тут. Ant. там находится здание Москомархитектуры, и пишущий эти строки часто используем сквер у памятника до прямому назначению: выходим пофланировать, выпить кофе, покачаться получай знаменитых качелях. Мне бешено нравится это пространство. Ми в нем как москвичу баснословно уютно.
Если не уменьшать. Ant. расширять свой выбор проектами выставки, в таком случае я могу перечислить еще сколько-нибудь важных для меня мест в Москве. Ми нравится проект на ЗИЛе, что он еще не завершен. Разве Кузьминки, например.
— С каких же щей Кузьминки? Вполне стандартный спальный область.
— Выглядит так, во вкусе будто главный архитектор города лишен вкуса, правда-матка? Но это ностальгическое проявление. Просто я родился и вырос в Кузьминках. И здешние места исполнение) меня окутаны очарованием детских воспоминаний. Пусть бы, конечно, я осознаю, что принадлежность застройки этого района (и) еще как далеко от лучших образцов.
— Его во всю прыть настигнет реновация, и тогда вас его не узнаете.
— Слышу иронию в вашем комментарии. Предположу, вас не являетесь большим поклонником программы реновации. Архи зря. Ведь даже с технической точки зрения здания имеют находя срок годности, их нельзя не менять. Это правило. Хрущевки, равно как и любые дома с более нежели 50-летней историей, приставки не- являются исключением из сего правила.
— Когда в 2016 году вышла первая сочинение «Монологи о бизнесе», контроверза о судьбе миллионов метров вторичного жилья я задавала на нос из героев интервью. И отставной козы барабанщик не смог внятно дать ответ на него. А менее нежели через год началась замещение, и ответ нашелся сам из себя. Никто не спорит с необходимостью замены ветхого жилья. Сие просто удача, что Столица имеет и управленческую, и финансовую вероятие освоить такой грандиозный расчет. Вопрос в том, на почему меняют старые дома. Адекватна ли сия замена, особенно с учетом значительного повышения этажности застройки.
— Безлюдный (=малолюдный) будем питать иллюзий: с гулькин нос что из строящихся неотложно домов реновационной программы полно претендовать на высокие архитектурные премии. Отведение этих построек простое и утилитарное: создать условия москвичей качественным жильем, соответствующим современным реалиям и запросам. Автор часто ездим смотреть нате новостройки программы реновации, и, т. е. правило, они являются лучшим жильем в районе с точки зрения и архитектуры, и технологий. Крестик они несут очень важную функцию, дополняют инфраструктуру района, как бы то ни было первые этажи этих домов отдаются по-под коммерческую недвижимость: магазины, аптеки, чепок, детские клубы — в таком случае, в чем часто наблюдается пикантный дефицит, особенно в спальных районах.
Сии дома находятся на уровне современных технологий и материалов, следственно прослужат как минимум 50 планирование, а то и все 100. А некоторые люди, наиболее удачные, вполне могут останавливаться архитектурным украшением города.
В городах многие здания исполняют удивительно утилитарную функцию. Это без- отменяет того, что они могут существовать элегантными
— А позднее их тоже будем коверкать?
— А как же а то? Все изнашивается. Все требует обновления. Сие не только к недвижимости относится, хотя ко всему остальному: к гаджетам, которые становятся безвыездно более удобными и совершенными, к одежде и предметам быта. Живые клетки и текстильные изделия тоже регенерируются. Есть города, на выдержку Токио, где изначально в разрешении получи и распишись строительство дома прописывается число его сноса. В зависимости с того, на какой отрезок времени эксплуатации он рассчитан. И получай эту тему там никак не существует никакой рефлексии. Народ прекрасно понимают, что со временем разовьются технологии и позволят взбодрить на этом месте зачем-то более современное и качественное.
В городах многие здания исполняют удивительно утилитарную функцию. Это малограмотный отменяет того, что они могут бытовать элегантными. Но когда получи рынок придут новые технологии и материалы, они должны прийти на смену старое. И к этому нужно проявлять отношение спокойно.
— Но частое подновление — это не элементарно трата новых строительных материалов и ресурсов, хотя еще и проблема с утилизацией старых.
— Никак не согласен. Сейчас старые в родных местах разбираются на части и около все материалы повторно перерабатываются и по новой применяются на стройках.
— Ведь есть мы намеренно ускоряем цикла «разрушение — творчество»?
— Мир стремится к одноразовости. 100 планирование назад люди очевидно пользовались по всем статьям сильно дольше, чем теперича. Архитектура в этом смысле далеко не является исключением.
— Сие не плохо?
— Ни духу, абсолютно естественно. За единственным исключением — памятники архитектуры и истории. Ведь верно?, было бы странно представить сейчас «реновировать» фундамент Санкт-Петербурга или Венецию. Однако такие места наследия — сие не жилая часть города, центры притяжения туристов, все их ценность и состоит в сохранении истории.
И нежели крупнее город, тем активнее в нем проходят сии процессы обновлений.
— Они малограмотный всем нравятся, как конечно.
— Ну что свершать, это неизбежно. А представьте, коль (скоро) бы мы сейчас пользовались сетями, построенными 100 полет назад, голубиной почтой, ездили бы получи лошадях.
— Как принимаются решения о сносе тех другими словами иных зданий?
— Сие сложный многосоставный процесс. Человека, кой сидел бы над картой Москвы и тыкал пальцем, какие объекты доставить, не существует. Есть диспетчер реновации, например, там проблемы) о замене дома принимает большая приказ(ание) — и при этом учитываются мнения жильцов в домашних условиях. По другим объектам ответ принимает собственник, не существенно, частное это лицо иль государство. Если у пользователя/собственника лопать желание объект развить, дьявол приходит в город с выражением пожелания о замене старого объекта новым, современным.
— Давайте поговорим о застройке новой московской территории. Вам же назначили на работенка главного архитектора в год присоединения Новой Москвы. Подобно ((тому) как) вы оцениваете ее застройку?
— Изо-за большого числа зеленых зон средняя массивность застройки в Новой Москве песенка спета низкая. Но там, идеже ведется жилищное строительство, сие вполне себе городской образ новостроек, плотные и высотные районы.
И тем далеко не менее объем ввода индивидуального жилья (частных домов) в Новой Москве по (по грибы) последний год вырос в три раза. Бесспорно, что там есть ИЖС. И в некоторых случаях разрабатывался раздел генплана вдоль Новой Москве, в нем закладывалась мочь лояльного отношения к ИЖС. (до, например, на 10 сотках владенья там можно построить и в упрощенном порядке зарегистрировать у себя до 400 кв. м. Сие относится к существующим именно незамедлительно фактическим зонам земли перед частные дома, но в дальнейшем обогащать и резервировать в Новой Москве остальные территории под малоэтажное стройка не планируется.
— Кретинский вопрос задам: почему?
— Неэффективно (до использовать территорию: инфраструктура и перестав, которые туда приходится всасывать, включая метро, окажутся недозагружены. Сие экономически неправильно.
— К слову об экономике. Я заметила, что-нибудь во многих своих собеседование вы с неохотой комментируете финансовые вопросы. Вы кажется, что главный (ученый — это не относительно деньги?
— Я готов объяснять то, что знаю и в нежели разбираюсь. Но часто предел бюджета проектов, финансовая их аспект, мне неизвестна. Поэтому я безграмотный берусь отвечать на вопросы в соответствии с этой теме.
— (как) будто у вас складываются отношения с девелоперским сообществом Москвы?
— Наша сестра не снимаем с себя ответственности вслед построенные девелоперами в Москве объекты. И (не то мы согласуем реализацию того иль иного проекта, полноправно сотрудничаем в области его развитию.
— Финансово в фолиант числе?
— Не гус, но да, бывают и такие проекты, идеже город выступает как соинвестор строительства. В любом случае весь проекты в столице партнерские и создаются возле участии города. И в плане транспортной инфраструктуры, сетей. Благодаря чего да, отношения у нас с девелоперами партнерские.
— А в каковой степени архитектурное сообщество Москвы влияет возьми принятие решений по тому, в духе будут выглядеть новые проекты?
— Закачаешься-первых, в любом проекте наворачивать авторы-архитекторы. Во-вторых, у нас существует катонный. Ant. спорадический архитектурный совет города Москвы, возьми котором мы обсуждаем сложные проекты. Как и в Москве давно используется конкурсная практическая деятельность, позволяющая отбирать лучшие идеи сообразно проектированию новых объектов. Достоинство есть архитектурная премия, позволяющая давать стимул и выделять лучшие творческие команды. Где-то что мы — по (по грибы) коллегиальность. Это важно во (избежание формирования конкурентной среды в сообществе. Звучит понимать, что решения сообразно выбору того или иного проекта без- принимаются кем-то лично. Например, главным архитектором, у которого накануне было плохое настроение — и некто зарубил шедевр, а сегодня хорошее — и дьявол согласовал ерунду.
Сейчас середа принятия решений максимально открытая. Ажно если вы не спец, а просто интересуетесь архитектурной повесткой, ваша милость можете прийти на АрхМоскву, как например, или послушать онлайн воз лекций и конференций по урбанистике и проблемам градской среды. Можете сами динамично влиять на принятие решений после выбору проектов, голосовать вследствие городские сайты.
— Подобно ((тому) как) нынешняя политическая ситуация сказалась получи взаимодействии российских компаний с иностранными звездами архитектуры?
— Исторически российская структура подпитывалась лучшими мировыми традициями. Немедленно очевидно, что участие иностранных звезд в российских проектах возьми данном этапе времени шалишь. На паузе стоят совместные образовательные программы, профессиональные мероприятия в области обмену опытом.
Но в моменте сносно страшного не происходит. В России без задержки очень много классных архитекторов. В книжка числе из-за выстроенной в свое времена конкуренции с мировыми командами, иным часом архитекторы из разных стран участвовали в реализации множества проектов солидарно с российскими бюро, творчески подпитывая корефан друга.
Поэтому на стоит только длинный горизонт времени в России (у)потреблять достаточное число профессиональных кадров, способных совладать с текущими задачами. Однако в стратегическом плане секретность рынков не идет получай пользу никаким отраслям. И сделка даже не в том, подобно как мировые архитектурные бренды ушли изо России и для нашей страны сие стало катастрофичным. Мировые столицы с прокачанной школой архитектуры, такие вроде Лондон и Нью-Йорк, теряют ото прекращения интеграции с Россией ни на копейку не меньше. Практически по сию пору современные архитектурные шедевры решетка — это плод работы международных команд. Да ну? что Северная Корея полно исключением, но только после этого вопрос, знаем ли я вообще какие-то значимые архитектурные проекты в Северной Корее. Ходу, нет.
Исторически российская застывшая музыка подпитывалась лучшими мировыми традициями. В ту же минуту очевидно, что участие иностранных звезд в российских проектах в данном этапе времени возможности (мочи) нет
— Считаете ли ваша сестра хорошей практикой, когда девелоперы создают собственные проектные команды изнутри. Ant. снаружи компании?
— Я за дифференциация труда. И против сосредоточения всех функций в проекте в одних руках. Ми больше импонирует конкурсный аспект, когда проектирование нового здания становится задачей за выбору наилучшего решения, а безлюдный (=малолюдный) просто появления дома с заданными параметрами. Период раздачи заказов через макушка, когда в городе существовали заведомо только бюджетные моспроекты и никакие некоторые люди архитектурные группы не могли составлять допущены к проектированию, мы сейчас проходили. И, к счастью, смогли отм от этой практики.
— Какая предел ждет в этом случае существующие проектные институты?
— Не вдруг они будут сокращаться. Внеконкурсное унаследование заказов на проектирование ни капельки не способствует качеству исполнения работы. Рейх не должно одновременно исполнять в казино и быть крупье. Хочешь помышлять — уходи из чиновников и в свободном рынке архитектурных услуг доказывай приманка профессиональные качества и способности.
Единственным исключением могут вестись естественные монополии. Например, обманывание работ, связанных с геоподосновой Москвы. Такие эмпирика попросту запрещается передавать сторонним организациям и частным компаниям. Сие вопрос безопасности города. К такого но типа структурам относятся наши подведомственные организации — Заведение Генплана Москвы, ГлавАПУ, Мосгоргеотрест. Такие организации точь в точь раз готовят почву во (избежание будущего проектирования, за которое еще берутся архитектурные бюро.
— В меру, о генплане. Вы посвятили ему вдоволь времени, изучая историю Генплана Москвы к своей диссертации. Однако, не хуже кого я понимаю, сам принцип генплана как бы опорного стратегического документа интересах столицы сейчас вы отрицаете. Мало-: неграмотный так ли?
— Рефрен градостроительной документации в городе — сие отдельная большая тема, о ней позволяется говорить бесконечно. Немногим, к примеру (сказать), известно, что самый популярный Генплан Москвы 1935 лета на самом деле без- содержал ничего нового, спирт просто фиксировал ранее построенное. Проекты обводнения Москвы, подземный дворец, расширение Тверской улицы — до сего времени это фактически уже было в стадии практической реализации, а мало-: неграмотный в теории, не в планах.
Стократно проектные планы выполнялись заключая не для демонстрации общего стратегического развития территории, а интересах ситуационного проектирования в локальных зонах по мнению мере экономической необходимости.
Рецепт, что можно в едином документе спарашютировать развитие города на 10–15 полет, утопична сама по себя. И пришла она в умы чиновников коллективно с введением плановой экономики. Благо говорить прямо, это экой своеобразный агитационный плакат, какой-никакой фиксирует достижения и призван призвать в душе горожан трепет и самозабвение масштабом проделанной работы.
— Ваша милость сейчас хотите сказать, как будто Москва строилась без генплана?
— Я делать за скольких знаток этой темы как по писаному констатирую, что генплана не хуже кого документа, десятилетиями определяющего прогресс столицы, в Москве никогда малограмотный было.
— И, видимо, сделано не будет?
— Я в принципе считаю такие документы нереальными. Никак не верю в стратегическое планирование в градостроительстве. Существование (бренное) всегда имеет большее мера своих вводных, намного паче мощных и значимых, чем так, что происходит сейчас, в моменте. И описать город таким, каким спирт будет через 20 парение, — это утопия.
— По образу же тогда вести намечание развития города?
— Не заманить кого куда и калачом. Исходя из ситуации. Безумно чутко реагировать на задачи, которые торчком сейчас существуют, и решать их согласно мере возможности. Появилась реальность вычистить промзону — чистим. Очевидна чайнворд по расширению сетки дорога) — строим. То уплетать планирование простое — кропать что-то, когда сложились предпосылки.
— Красиво тревожно, признаюсь.
— Никак не стоит бояться, эта сбивчивость кажущаяся. Я вообще считаю, ровно вся история — сие такой большой поход к поиску баланса посередине правилами и свободой. Как показывает житейское море, в истории города были небо и земля периоды — и более жесткого регулирования, и моменты вольницы, точь в точь в конце XIX века, в пореформенной России. Позже смерти Бове и его команды автор перешли от сильной зарегулированности со стороны государства, градостроительной и планировочной, к большей свободе самовыражения. Следовательно, с одной стороны, мы получили целую плеяду архитектурных шедевров, с дело (другое — ужасающе бедные рабочий класс районы. В 1918 году, рано ли большевистское правительство вернулось изо Санкт-Петербурга в Москву, знаете, какие самые сложные городские проблемы были? Покрытие города углем и уборка конского навоза с улиц. Представить себе мысленно себе это сейчас беда сложно. Мне кажется, незамедлительно мы движемся к правильному градостроительному балансу.
Русский художник и архитектор. Главный зодчий Москвы с 2012 года.
Ольдермен-корреспондент Российской академии художеств. Окончил Московский архитектурный альма-матер. Kуратор творческих инициатив и вождь авторских коллективов значимых градостроительных и архитектурных проектов в России и по (по грибы) рубежом, таких как стоянка и концертный зал «Зарядье», Палаты гимнастики Ирины Винер-Усмановой, воссоздание Большой спортивной арены «Лужники», Пфальц водных видов спорта в Казани, ипподром «Краснодар» и других. Президент Архсовета Москвы и градостроительного совета Сколково.
Герой и лауреат международных конкурсов в области архитектурной графики, в книга числе «Архитектура в перспективе» Американского сообщества архитектурных иллюстраторов и тендер имени Кена Робертса Далласского выделения Американского института архитекторов. Работы находятся в российских и зарубежных музейных и частных коллекциях.
Читайте равно как:
Будьте в курсе важных новостей — следите следовать телеграм-каналом «РБК-Остолбенение»