
Кaк писaл сoвeтский клaссик: «Aтoм пeрвым рaсщeпил Ивaшкa Xмырeв в XII вeкe, кoгдa кoлoл дрoвa. Советы — рoдинa слoнoв». Этo всe oчeнь дaжe вoзмoжнo, oднaкo никтo никoгдa нe зaикaлся o приoритeтe Рoссии в oблaсти aвтoмoбилeстрoeния. Eсли ктo нe знaeт, рoмaн «Двeнaдцaть стульeв» был нaписaн в 1927 гoду — нa зaрe aвтoмoбилизмa. И вoт кaк тaм описывается преодоление Москва — Самара — Москва:
– Я читал в газете, зачем идут два «Паккарда», сам-друг «Фиата» и один «Студебеккер».
Ми показалось, или в этом перечислении в закромах ни одного отечественного названия? А несколько раньше в том же произведении сообщается, в чем дело? «в Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих сверху браунинги таксомоторов Renault». Делать за скольких, неужели Renault, а не «Руссо-Балт»?
Приемные деды
Благодаря кому появился держи свет знаменитый нижегородский Голубой огонь? Благодаря компании Ford. Впопад, и «Москвич» был построен в свою очередь при ее участии. Сверху сборке каких автомобилей поднялся ныне бестревожный ЗИЛ? На сборке автомобилей FIAT. Впору, об этом мало кто именно знает. Зато про Жигуль с его «Жигулями» и «Ладами» в курсе конец, даже дети.
Вот этакий невеселый у нашего автопрома бэкграунд. Вместе с тем время от времени находятся энтузиасты, готовые замутить подобно как-то отечественное на одноутробный почве, что в свете вышеперечисленного вызывает некоторое сомнение. Недавно с очередным заявлением сверху эту тему выступил в «Коммерсанте» идет известный в автоспортивных кругах Игуся Ермилин, в былые времена участвовавший в проекте сооружения отечественного спорткара «Маруся» в качестве конструктора. Симпатия заявил дословно следующее:
– Marussia красивая, важнецки смотрится и до сих пор привлекает любопытство, ее любят, но сие хотя и не прошлый все, но концепция 15-летней давности. Разве сейчас делать гоночную машину FIA GT, в таком случае мы ее делали бы сделано с другим уровнем понимания, технологий и материалов. Автор работаем над тем, воеже использовать свой опыт ради создания автомобиля на регламент круче Marussia. Мы понимаем, что-то мы готовы сделать эту новую гоночную машину своими силами.
Полно перипетии проекта «Маруся» подо чутким руководством шоумена, гитариста и певца ртом Николая Фоменко в подробностях автор, конечно, не знаем. Хотя можно твердо и с уверенностью выдавить из себя одно — он кончился пшиком. Вдобавок, одинаково печальный исход настиг на правах производство автомобиля GT, так и одноименную команду Формулы−1.
Курам бери смех
Да и можно ли звать «Марусю» действительно продвинутым отечественным продуктом? Послушаем того но Игоря Ермилина. В основе спорткара лежала стальная схема, поскольку с карбоном тогда — (само собой) разумеется и сейчас — было не весть. Двигатель ставился от Renault Vel Satis, картер передач — Aisin. Дорожные версии планировалось выбрасывать с моторами от Nissan и Infiniti. Чтобы того, чтобы вывести колеса в серию GT3, желательно было выхлопотать мотор от Lamborghini Huracan и шестиступенчатую секвентальную спортивную коробку передач, о которой наши производственники слыхом приставки не- слыхивали.
Вряд ли, имея такую производственную базу во (избежание той, старой «Маруси», г-н инженер имеет в планах своей головы повыстроить новую на другой основе. Безусловно, он возьмет более продвинутую девятиступенчатую коробку и курсор помощнее, но опять но иностранный.
Смеха ради можем вернуться мыслью. Ant. забыть еще один отечественный «проект с нуля». Я имею в виду нашумевший «Ё-мобиль» олигарха Михаила Прохорова. Изначально было обоснованно, что это — редкостная лганье, рассчитанная на пиар и безвозвратные дотации через государства. Но смех забавы ради, а факты — вещь упрямая. Ни Вотан доморощенный проект доморощенного автомобиля никак не достиг даже фазы доморощенного мелкосерийного производства.
Стройка в одну харю
Так в нежели проблема? Прав г-н Ермилин может ли быть не прав? В отношении декларативном — прав беззаветно. Кстати, ту же точку зрения поддерживает и хорошо известный в узких кругах политолог Дима Дробницкий, о чем недавно писал портал «Auto». А в частностях — настолько же абсолютно не прав. Энтузазист, алчущий в одну харю построить высокотехнологичную ветвь — или продвинутый жулик, alias идеалистический идиот.
Даже ежу объяснимо, только что не президенту Байдену: минус прямой, эффективной и системной (обратим сосредоточенн на все три красивые слова) поддержки государства ничего без- сдвинется с мертвой точки. И поуже настал критический момент, другой раз руководителям соответствующих министерств и ведомств, (то) есть говаривали в СССР, пора забиват раздумчиво ковырять в носу. По-новому вспомним классика, но ныне уже досоветского периода:
Лахмотьев Лекса чудесно говорит,
Что радикальные потребны туточки лекарства,
Желудок дольше невыгодный варит.